Блоги

«Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек». Великий ворон Куткынняку и переселение душ

Записывать и изучать мифы народов Дальнего Востока ученые начали в XVIII веке. К тому моменту они еще не утратили свое сакральное значение и воспринимались как истинное знание о мироустройстве. В книге «Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») историк Татьяна Муравьева собрала воедино сказания чукчей, алеутов, нивхов, нанайцев и многих других народов о сотворении мира, священных животных и культах, а также легенды о предках, злых духах и небесных светилах. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о некоторых мифологических персонажах и переселении душ у коряков.

Коряки

Название «коряки» происходит от кор — «олень» и означает «находящиеся при оленях». Коряки живут на Камчатском полуострове, занимая значительную его часть. Места их обитания почти граничат с полярным кругом на севере и простираются далеко на юг: суровая тундра сменяется лиственными лесами, заросли кустарников в горах — обширными лугами и заболоченными равнинами.

По роду занятий они, как и чукчи, всегда делились на две почти равные группы: охотников на морского зверя, оседло живущих по берегам Охотского и Берингова морей, и кочевников-оленеводов.

В наши дни насчитывается около семи с половиной тысяч человек, причисляющих себя к этому народу. Его верования во многом сходны с чукотской и керекской мифологией. Коряки также представляли себе Вселенную разделенной на земной, небесный и подземный миры, причем два последних делились на два яруса каждый. В нижнем ярусе небесного мира обитают облачные люди, а в верхнем — верховное существо, которое коряки называют Гычголен — «тот, кто наверху». Иногда он отождествляется с солнцем, а иногда представляется в образе Небесного хозяина — мудрого старика, живущего в небесном селении с женой и детьми. Облачные люди — его родня и помощники.

В среднем, земном мире живут обычные люди.

В верхнем ярусе подземного — души умерших, а в нижнем, на самом дне Вселенной, обитают злые духи.

Как и большинство древних народов, коряки одушевляли и наделяли особой магической силой все сущее. У них есть поэтическое поверье о том, что у каждого человека должна быть «своя песня». Этнограф Елена Петровна Батьянова записала удивительный рассказ сорокачетырехлетней женщины: «Мама мне говорила раньше: „У каждого коряка своя песня есть. Она внутри, она у тебя появится“. И я убедилась в этом. Она появилась у меня, когда в моей жизни случилось несчастье и мне стало очень плохо. Я даже не заметила, как она во мне родилась, и вот она стала рваться, рваться из меня. Я целый день ходила и что-то мычала-мычала. И мама мне сказала: „Иди на Камарку (священную сопку) и попробуй там спеть. Если эта песня тебе поможет, значит, это твоя песня, ты с ней будешь жить. Ты ее будешь петь, когда тебе тяжело. Будешь петь одна. Иди туда“. Так родилась моя песня».

Творец земного мира

В качестве творца у коряков, как и у чукчей, выступает Великий ворон, который в корякской мифологии носит имя Куткынняку

Встречаются и другие варианты написания — Куткиняку, Куйкынняку.

.

Долгое время считалось, что у коряков, как и у родственных им народов, нет мифов о возникновении земной и небесной тверди, о происхождении небесных светил, а рассказы о сотворении мира начинаются описанием обустройства уже созданной каким-то образом земли.

Однако в 1990-е годы исследователь традиционной культуры коряков Елена Батьянова записала интересное сказание от местной жительницы Марии Тэпеновны Етнеут, в котором повествуется о самом начале творения. Несмотря на то что рассказ довольно путаный и не всегда понятный, в нем содержатся важнейшие указания на целый ряд мифологических персонажей, проясняется их генеалогия, роль и четко выстраивается последовательность событий от начала времен.

Приведем фрагмент этого рассказа без обработки. Мария Тэпеновна начинает повествование так:

Сперва был Ыга. У них близкие люди были — Чыны (отец Куткынняку) и Тонга (это мама Куткынняку). И вот они родили. Ыгын-отец, Ыга-мать. И вот Ыга родила, Анотыйкинав-царицу родила, Анотыйкинав царь-солнце родила, потом Анотыйкинав Вулхы (ночь) родила.

Из этого следует, что родоначальниками божественных существ были две супружеские пары: Ыгын и Ыга и Чыны и Тонга. Их дети — загадочная «царица Анотыйкинав» и ворон Куткынняку представляют второе поколение, а к третьему относятся Солнце и Ночь, рожденные царицей Анотыйкинав. Солнце взяло в жены сестру Куткынняку Митчгыне, олицетворяющую небесный огонь, у них родились дети (Луна и звезды), а Куткынняку женился на сестре Солнца, Мити, от которой у него было много детей, не названных по именам. Куткынняку в небесной иерархии равен Солнцу. Рассказчица поясняет: «Главный Ыгын, и у него помощники Солнце и Куткынняку». Далее сюжет развивается так:

Сначала Куткынняку со своим семейством жил на небе, но потом спустился вниз, туда, где царил первобытный хаос в виде водной стихии «море не море, а жидкость и сырость». Вдруг из воды сам собой вырос «огромный лес», и Куткынняку начал творить зверей, птиц и насекомых. Поскольку земной тверди еще не существовало и лес рос прямо в воде, ворон с семейством и созданная им живность поселились на деревьях.

Тем временем на небе Солнце и его жена Митчгыне однажды «смеялись, баловались», и Митчгыне нечаянно упала в море. Солнце хотело поднять жену обратно на небо, но она отказалась и предпочла остаться в морской глубине, объяснив это тем, что «дно потом землей будет, на нем будут выращивать»

Вероятно, имеется в виду, что на будущей земле все живое должно согреваться небесным огнем.

.

Через какое-то время Куткынняку надоело жить на дереве, и он отправился к Солнцу, чтобы спросить, каким образом можно превратить первобытный хаос в землю. Солнце посоветовало добыть земли со дна моря и из нее сделать твердь. Куткынняку собрал вместе всех зверей и птиц и сказал: «Пусть самый сильный и смелый из вас нырнет на дно морское и принесет оттуда земли».

Переглянулись звери и птицы и в один голос сказали: «Кит самый сильный и смелый. Пусть он ныряет». Выплыл кит на середину моря, хотел опуститься на дно, да не тут-то было — выталкивает его вода на поверхность. Крутился кит на воде, устал, задохнулся. «Не могу!» — говорит.

И тут подала голос гагара: «Давайте я принесу земли со дна моря!» Засмеялись звери и птицы: огромный кит не смог, а маленькая птичка сможет? Но пока они смеялись, гагара нырнула на дно — только пузыри пошли по воде. Потом вынырнула на поверхность и принесла в клюве земли и зеленого мха. Куткынняку раздал землю и мох всем понемногу и велел приниматься за работу, строить земную твердь. Только одной гагаре сказал: «Ты ничего не делай, ты устала, отдохни».

О процессе создания земной тверди рассказчица сообщает предельно кратко: «И стали они все это делать».

В других вариантах мифа Великий ворон внутри уже существующего мира создает не абстрактную землю, а реальную Камчатку:

Сначала Куткынняку был в мире один. Со временем ему стало скучно, и он сотворил большого краба. Сел на него верхом, опустился на дно моря, увидал там разные водоросли. Коснулся Куткынняку водорослей своим посохом — и превратились они в птиц: чаек, воронов, уток, журавлей. Потом набрал подводных камней и превратил их в животных: самый большой камень — в медведя; те, что поменьше, — в волков, лис, росомах; а мелкие камешки — в мышей и евражек. Чтобы звери не задохнулись под водой, Куткынняку посадил их в большой воздушный пузырь, а птицам велел лететь наверх и разведать, кончается ли где-нибудь море, есть ли в мире суша.

Улетели птицы, потом вернулись и сказали: «Нет у моря конца, только посреди водных просторов стоит большой каменный утес». Взял Куткынняку свой посох, ударил им по утесу — и тот стал разрастаться во все стороны, образовалась земля — Камчатка. Поселил ворон зверей и птиц на этой земле, и сам тоже там поселился. А потом пошел в лес и из разных деревьев выстругал разных людей: из ольхи — коряка, из кедра — ительмена, из березы — эвена

В другом варианте мифа из березы сделан русский.

. Вдохнул в них жизнь, и расселились по Камчатке разные народы.

Из ствола рябины Куткынняку вырезал себе жену, назвал ее Мити.

Устал, вспотел, спустился к речке умыться. Капли воды, которые он стряхнул с рук, упали на землю и превратились в разных злых духов. Ворон отправил их жить под землю, чтобы не вредили людям, животным и птицам.

Вера в переселение душ

Согласно представлениям коряков души всех людей находятся в распоряжении Небесного хозяина. Они висят в его яранге на ремешках, и чем длиннее ремень, тем более долгую жизнь предстоит прожить человеку. Когда на земле рождается ребенок, владыка посылает ему душу, а когда человек умирает, душа возвращается в небесную ярангу, и через какое-то время ее снова посылают на землю, причем душа должна вселиться только в новорожденного, который принадлежит к тому же роду, что и умерший. Иными словами, коряки верили, что в каждом человеке возрождается душа кого-то из предков, и поэтому с большим уважением относились к детям, считая, что те обладают мудростью предшествующих поколений. В разговоре с сыном человек вполне мог называть его отцом или дедом.

Для того чтобы узнать, чья именно душа возродилась в младенце, проводили специальный обряд: на палку подвешивали небольшой камень и отец новорожденного произносил имена умерших родственников. Имя, при произнесении которого камень качался, давалось ребенку. После этого отец брал малыша на руки и провозглашал: «Родич пришел!»

Коряки верили, что душа имеет физическое воплощение: ее представляли в виде огня или в виде маленького человечка, а иногда в виде птички, которая помещается в верхней части груди.

Кроме основной души, у каждого человека имеется еще и вторая, дополнительная, которую условно называют «тень». После смерти основная душа отправляется в верхний мир к Небесному хозяину, а тень через погребальный костер попадает в подземное жилище, где обитают тени предков.

Быт в подземном мире устроен так же, как и на земле, поэтому вместе с телом умершего в огне погребального костра сжигали все, что могло ему там понадобиться: запас пищи, различные хозяйственные предметы, орудия труда, оружие и обязательно подарки для предков, с которыми он скоро встретится.

Среди фольклорных записей Елены Батьяновой есть описания царства мертвых, сделанные со слов людей, которым довелось там побывать и вернуться: «Рассказывала мать, как она эти дни, когда умирала, на тот свет ходила. Шагает, смотрит — земля круглая. На пути бугор большой, там мертвые люди сидят и плачут. Наплачутся и дальше на тот свет идут… Идут к тому месту, где мертвые живут, там собаки привязаны, много. Стала мать подходить ближе, смотрит — муж. „Ну, — думает, — хоть мужа увижу“. А муж ей говорит (наверное, жалко ее стало): „Ты назад пойдешь. Зачем пришла? Иди, вернись“. И повернула мать назад».

Собаки упомянуты здесь неслучайно. Считалось, что они охраняют вход в мир теней и встречают вновь прибывших. Тех, кто при жизни обращался с собаками хорошо, они приветствуют радостным лаем, а тех, кто их обижал, кусают.

Подробнее читайте:
Муравьева, Татьяна. Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек / Татьяна Муравьева. — Москва: МИФ, 2024. — 352 с. : ил. — (Мифы от и до. Россия).

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»