Новости

Оценка альтернативных издержек помогла людям вовремя прервать несправедливое взаимодействие. Но люди с симптомами депрессии и одиночества прерывали контакты чаще и быстрее, даже если лучших альтернатив не было

Психологи из Великобритании обнаружили, что теория альтернативных издержек работает и в социальных взаимодействиях. Участники серии экспериментов решали, когда пора оставить нынешнего партнера по взаимодействию и отправиться на поиски нового. Люди прерывали контакт, если взаимодействие казалось им несправедливым, либо когда вокруг было много других более честных потенциальных партнеров. Однако участники с высокими показателями одиночества или депрессии чаще прекращали несправедливое взаимодействие, даже если шансы найти лучшего партнера были низкими. Исследование опубликовано в Communications Psychology.

Время, которое мы тратим на то или иное занятие, зависит от ценности времени, которое мы могли бы потратить на другие — гласит теория альтернативных издержек. Согласно этой теории, в среде, богатой ресурсами, человек будет чаще бросать один ресурс и отправляться на поиски другого. То же верно и для случаев, когда для добычи новых ресурсов не нужно прикладывать много сил. С социальными взаимодействиями сложнее: в них различные факторы, такие как справедливость, могут быть важнее материальной выгоды. Так, в игре «Ультиматум», где один участник должен разделить некоторую сумму между собой и другим участником, принимающие нередко отказываются от слишком несправедливых вознаграждений, чтобы выигрыш не достался никому, вместо того, чтобы забрать себе небольшую часть.

Энтони Габай (Anthony Gabay) и его коллеги из Оксфордского и Плимутского университетов решили проверить, будет ли теория альтернативных издержек работать в контексте социальных взаимодействий. Они разработали игру по мотивам «Ультиматума»: участники виртуально взаимодействовали с партнером, который раз за разом предлагал им постепенно уменьшающиеся доли разных денежных сумм. В любой момент участники могли оставить партнера и перейти к следующему, но тогда им приходилось ждать восемь секунд. Скорость, с которой уменьшалась доля денежной суммы с каждым новым раундом, указывала на «честность партнера» — среди них были более и менее честные. Также ученые манипулировали средой, в которой происходит игра: иногда три из четырех потенциальных партнеров были нечестными (менее щедрая среда), а иногда — наоборот (более щедрая).

Участники экспериментов думали, что играют с настоящими людьми, но это было не так. Исследователи настроили игру таким образом, что итоговые суммы, каждую из которых участник мог получить от любого из партнеров (если бы не прервал контакт), были одинаковыми. Таким образом, покидать партнеров было невыгодно, поскольку во время ожидания участники не получали никаких денег. С другой стороны, участники могли максимизировать время, потраченное на честное и позитивное взаимодействие, вовремя уходя от несправедливых партнеров.

В первом варианте эксперимента, где исследователи манипулировали только честностью партнеров и средой, поучаствовало 44 человека. Как и ожидали ученые, люди тратили меньше времени на взаимодействие с менее честными партнерами, а также быстрее прерывали контакт, когда находились в более щедрой среде — то есть когда шансы встретить нового справедливого партнера были высокими. Во втором варианте эксперимента участникам нужно было не просто подождать восемь секунд для смены партнера — теперь за это время они должны были несколько раз нажать клавишу на клавиатуре. В среде высоких усилий участники должны были сделать 80 процентов нажатий от их максимального количества, а в среде низких усилий — 20 процентов. Здесь, как и в предыдущих экспериментах, участники (50 человек) тратили меньше времени на взаимодействие с менее честными партнерами, однако дольше оставались в контакте, если для поиска нового партнера нужно было приложить больше усилий.

Последний эксперимент, в котором поучаствовал 81 человек, практически повторял первый, но здесь честность партнеров изменялась более плавно (вместо двух типов партнеров было семнадцать). Участники также попадали в более и менее щедрые среды, но теперь перед экспериментом им предложили заполнить опросники — шкалу депрессии, тревоги и стресса, и шкалу одиночества Де Йонга Гивальда. Тесты прошли 75 человек. Результаты этого эксперимента были схожи с результатами предыдущих: люди также проводили больше времени с более честными партнерами и раньше прерывали контакт, находясь в более щедрой среде. Однако участники с высокими показателями депрессии или одиночества тратили еще меньше времени на общение с нечестными партнерами и прерывали контакт раньше — даже если шансы найти более справедливого партнера были низкими.

Авторы заключили, что именно качество социальной среды — ее альтернативные издержки — определяют, в какой момент человек принимает решение уйти, то есть прервать социальный контакт. Они предположили, что нетипичный учет этих издержек может частично объяснять проблемы в социальных отношениях у людей с депрессией и хроническим одиночеством.

Ранее ученые выяснили, что люди с симптомами СДВГ могут прибегать к более оптимальным стратегиям во время сбора пищи. В компьютерной игре они чаще бросали используемые кусты с ягодами и отправлялись к новым — и в итоге собрали больше ягод, чем другие участники.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»